11
января
2012
Из опыта реставрации Несвижского замка
Главная идея, которую пытались сохранить реставраторы, это идея родового гнезда. Наследие богатой княжеской династии Радзивиллов, обладавшей немалыми амбициями, сохранилось во всем облике замка, в его убранстве.
По словам руководителя реставрационных работ Сергея Друщица, атмосфера дворца восстанавливалась по крупицам, использовались все оставшиеся документы, фотографии, рисунки. По ним воссоздавались предметы интерьера, осуществлялся поиск картин и мебели в антикварных магазинах и музейных коллекциях.
Радзивиллы не были ограничены в средствах, при обустройстве своего жилища они руководствовались исключительно своими представлениями о прекрасном. К тому же, это был жилой замок, новый хозяин не стеснялся перестраивать свои хоромы так, как ему было удобно, не особо стараясь сохранить все для потомков. Менялась высота потолков и место для дверных проемов, менялся стиль интерьера, многие ценные фрески были просто закрашены краской или заштукатурены.
К слову, именно в этом кроется причина многочисленных споров между реставраторами и наследницей рода Радзивиллов княжной Эльжбетой. Она помнит замок таким, какой он был в начале 20 века, когда она жила в нем 14-летней девочкой. Именно поэтому она часто восклицает: «этого не было!», «это выглядело не так!». А ведь целью не было воспроизвести замок начала 20 века, реставраторы по мере сил восстанавливали подлинные образцы лепнины и декора, имеющие наибольшую ценность.
Поскольку вкусы у разных поколений отличались, то и родовое гнездо хранит память о многих своих владельцах. Специалист увидит, что облик его несколько эклектичен: здесь можно найти следы и 16, и 18, и 20 века. Для простого же посетителя Несвижский комплекс предстает наглядной иллюстрацией жизни многих поколений княжеской династии.
По словам руководителя реставрационных работ Сергея Друщица, атмосфера дворца восстанавливалась по крупицам, использовались все оставшиеся документы, фотографии, рисунки. По ним воссоздавались предметы интерьера, осуществлялся поиск картин и мебели в антикварных магазинах и музейных коллекциях.
Радзивиллы не были ограничены в средствах, при обустройстве своего жилища они руководствовались исключительно своими представлениями о прекрасном. К тому же, это был жилой замок, новый хозяин не стеснялся перестраивать свои хоромы так, как ему было удобно, не особо стараясь сохранить все для потомков. Менялась высота потолков и место для дверных проемов, менялся стиль интерьера, многие ценные фрески были просто закрашены краской или заштукатурены.
К слову, именно в этом кроется причина многочисленных споров между реставраторами и наследницей рода Радзивиллов княжной Эльжбетой. Она помнит замок таким, какой он был в начале 20 века, когда она жила в нем 14-летней девочкой. Именно поэтому она часто восклицает: «этого не было!», «это выглядело не так!». А ведь целью не было воспроизвести замок начала 20 века, реставраторы по мере сил восстанавливали подлинные образцы лепнины и декора, имеющие наибольшую ценность.
Поскольку вкусы у разных поколений отличались, то и родовое гнездо хранит память о многих своих владельцах. Специалист увидит, что облик его несколько эклектичен: здесь можно найти следы и 16, и 18, и 20 века. Для простого же посетителя Несвижский комплекс предстает наглядной иллюстрацией жизни многих поколений княжеской династии.