03
февраля
2013
Несвижская галерея XVII века
Много живописных полотен, фресок и скульптур создано за долгие века в древнем городе.
Владислав Сырокомля в книге «Путешествия по моим былым окрестностям» утверждал, что в первой половине XVII века в Несвиже мог побывать Рембрандт. Его сюда пригласили якобы для того, чтобы он посоветовал, как лучше организовать несвижскую картинную галерею, которая начала складываться в 1600 году.
Кроме того, в разных источниках указывается, что знаменитый голландец написал в радзивилловской резиденции несколько полотен. Однако в каталогах картин Несвижского замка творения выдающегося художника не упоминаются. Возможно, что пребывание Рембрандта в Несвиже — всего лишь домысел, одна из красивых легенд старинного замка.
В начале XIX века, после наполеоновского нашествия, Несвиж стал заштатным, потерял прежнее значение как выдающийся центр культуры и искусства Белоруссии. Несколько поколений владельцев руководили делами из Берлина. Разрушался древний замок. Залы и комнаты пышного прежде дворца утратили первоначальное назначение. Дело дошло до того, что рядом с архивом и библиотекой один из предприимчивых дворовых держал кроликов. В. Сырокомля, работавший тогда в канцелярии управляющего несвижским имением, с болью и возмущением писал о состоянии произведений искусства, оставшихся в замке. Прежде старинные портреты висели на стенах, украшенных богатыми коврами и огромными зеркалами. Но от этих украшений не осталось и следа. Уцелевшие полотна были свалены в зале на третьем этаже, будто в насмешку помпезно названном картинной галереей. «Сердце сжимается»,—писал поэт, глядя на произведения живописи, имеющие огромное художественное и историческое значение.
В те славные времена картины были одним из значимых развлечений просвещенных людей и знати. Картины служили предметом гордости и поклонения. Примерно так, как в настоящее время Iphone, или MacBook. Сейчас для людей фетиш бампер для apple iphone 5, а раньше, во времена Серебряного века, картины и произведения искусства были единственным предметом поклонения.
Многие картины были без рам и подписей, небрежно висели на стенах или в беспорядке валялись на полу, ожидая лучших времен. Отдельные полотна находились па краю гибели. Окна галереи были разбиты, и ветер свободно гулял по комнатам. При каждом его порыве с полотен осыпалась краска. А ведь это были произведения, как утверждал Сырокомля, ценные либо из-за кисти художника, либо как памятники старины, либо как портреты исторических личностей. Последние были тогда наполовину испорчены, но еще пригодны для осмотра. У поэта вызвало интерес полотно с изображением Николая Радзивилла Черного в момент присвоения ему титула князя. Его внимание привлекли также портреты Владислава Ягайлы, Барбары Радзивилл, ее родного брата Николая Рыжего и многих других. Сырокомля предполагал, что некоторые картины могли принадлежать кисти знаменитых художников итальянской или фламандской школ. Другие были написаны известными местными авторами — Шреттером, Иосифом Гесским. Поэт гордился этими сокровищами. Но большинство произведений, указанных в старых описях, к сожалению, в галерее уже отсутствовало.
В архивном списке 1779 года Сырокомля насчитал 984 произведения на полотне и дереве, но к середине XIX века от них не осталось и половины. Пропал портрет Ивана Грозного, «черты которого мы бы так хотели увидеть». Не было и портрета крестьянина-долгожителя из деревни Чучевичи, прожившего более 140 лет.
Владислав Сырокомля в книге «Путешествия по моим былым окрестностям» утверждал, что в первой половине XVII века в Несвиже мог побывать Рембрандт. Его сюда пригласили якобы для того, чтобы он посоветовал, как лучше организовать несвижскую картинную галерею, которая начала складываться в 1600 году.
Кроме того, в разных источниках указывается, что знаменитый голландец написал в радзивилловской резиденции несколько полотен. Однако в каталогах картин Несвижского замка творения выдающегося художника не упоминаются. Возможно, что пребывание Рембрандта в Несвиже — всего лишь домысел, одна из красивых легенд старинного замка.
В начале XIX века, после наполеоновского нашествия, Несвиж стал заштатным, потерял прежнее значение как выдающийся центр культуры и искусства Белоруссии. Несколько поколений владельцев руководили делами из Берлина. Разрушался древний замок. Залы и комнаты пышного прежде дворца утратили первоначальное назначение. Дело дошло до того, что рядом с архивом и библиотекой один из предприимчивых дворовых держал кроликов. В. Сырокомля, работавший тогда в канцелярии управляющего несвижским имением, с болью и возмущением писал о состоянии произведений искусства, оставшихся в замке. Прежде старинные портреты висели на стенах, украшенных богатыми коврами и огромными зеркалами. Но от этих украшений не осталось и следа. Уцелевшие полотна были свалены в зале на третьем этаже, будто в насмешку помпезно названном картинной галереей. «Сердце сжимается»,—писал поэт, глядя на произведения живописи, имеющие огромное художественное и историческое значение.
В те славные времена картины были одним из значимых развлечений просвещенных людей и знати. Картины служили предметом гордости и поклонения. Примерно так, как в настоящее время Iphone, или MacBook. Сейчас для людей фетиш бампер для apple iphone 5, а раньше, во времена Серебряного века, картины и произведения искусства были единственным предметом поклонения.
Многие картины были без рам и подписей, небрежно висели на стенах или в беспорядке валялись на полу, ожидая лучших времен. Отдельные полотна находились па краю гибели. Окна галереи были разбиты, и ветер свободно гулял по комнатам. При каждом его порыве с полотен осыпалась краска. А ведь это были произведения, как утверждал Сырокомля, ценные либо из-за кисти художника, либо как памятники старины, либо как портреты исторических личностей. Последние были тогда наполовину испорчены, но еще пригодны для осмотра. У поэта вызвало интерес полотно с изображением Николая Радзивилла Черного в момент присвоения ему титула князя. Его внимание привлекли также портреты Владислава Ягайлы, Барбары Радзивилл, ее родного брата Николая Рыжего и многих других. Сырокомля предполагал, что некоторые картины могли принадлежать кисти знаменитых художников итальянской или фламандской школ. Другие были написаны известными местными авторами — Шреттером, Иосифом Гесским. Поэт гордился этими сокровищами. Но большинство произведений, указанных в старых описях, к сожалению, в галерее уже отсутствовало.
В архивном списке 1779 года Сырокомля насчитал 984 произведения на полотне и дереве, но к середине XIX века от них не осталось и половины. Пропал портрет Ивана Грозного, «черты которого мы бы так хотели увидеть». Не было и портрета крестьянина-долгожителя из деревни Чучевичи, прожившего более 140 лет.