14
апреля
2011
Козловские и Леоновичские спектакли
Постановки в Козлах были более связаны с традициями батлейки, чем в других местах. Местное название «батлей» подчеркивает взаимосвязь театра живого актера и театра кукол. Почвой для такого взаимодействия были фольклорные традиции, народные обряды и юмор.
Козловские спектакли имели много общего с представлениями, которые в 20-е годы нашего столетия показывались жителями деревни Гусаки. Описание последних сделано со слов бывших участников спектаклей П. М. Бобика, П. П. Евтуха, А. А. Юшкевича. Был записан и текст постановки.
Первая часть пьесы представляла собой сокращенный вариант «Царя Ирода», вторая — ряд сцен из батлеечных представлений. Постановка всегда заканчивалась пожеланием хороших урожая и намолота: чтобы было по «десять пудов с копы». Это пожелание определенным образом связывало постановку с рождественской (колядной) обрядностью.
В 1926 году в деревне Леоновичи на Несвижчине вместе с хором, который в будущем получил звание народного и стал известен во всей республике, был организован театр, просуществовавший до 1936 года и сыгравший заметную роль в распространении белорусской культуры на территории, принадлежащей тогда буржуазной Польше. Молодежь не хотела смириться с угнетением и находила различные формы протеста.
Жители Леонович оказались в приграничной зоне. Они хорошо знали о жизни в Советской Белоруси. Исполняя белорусские народные песни, ставя белорусские спектакли, подчеркивали свою связь с единокровными братьями по ту сторону границы. Безработные учителя, студенты, гимназисты, которые не могли продолжать учебу, объединились, стали собираться в доме М. С. Новика — отца Сергея Михайловича Новика-Пяюна. Все белорусские организации были тогда запрещены. Леоновцам разрешали иметь только... пожарную охрану. И вот под ее вывеской и начали проводить культурно-просветительную работу.
17 любителей искусства решили создать свой драматический театр. Пьесы различных белорусских авторов Новик-Пяюн привез из Вильно, где только что окончил учительские курсы. За десять лет Леоновичский театр подготовил и поставил 21 пьесу. Среди них были «Паулжка» Янки Купалы, «Модны шляхцюк» Каруся Каганца, «Збянтэжаны Саука» Леопольда Родзевича. Спектакли ставились в здании так называемого «магазина», где в царские времена крестьяне хранили зерно на случай неурожая. В 1933 году это здание было перестроено в Народный дом. Театр выезжал со спектаклями в соседние деревни, а также Клецк, Несвиж. На постановки в Леоновичи приходили люди из окружающих деревень и местечек. О театре писали прогрессивные виленские газеты.
В спектаклях принимал участие оркестр под руководством П. Ф. Казака и Леоновичский хор, которым руководил С. М. Новик-Пяюн. С большой любовью Сергей Михайлович вспоминал о самодеятельных актерах Леоновичского театра, которые самоотверженно и бескорыстно трудились ради просвещения масс:
«Казак Павел Федорович был универсалом: отличный драматический артист, режиссер, скрипач-композитор, руководитель оркестра, отличный художник. Роли, которые исполнял Павел Федорович, волновали и увлекали зрителей. Новик Екатерина Михайловна отлично исполняла и драматические, и комедийные роли. Если была драма — ее игра волновала до слез, если же комедия — зрители смеялись до слез. Всем нравился и чудесный голос артистки. У нее было лирическое сопрано, за которое ее неоднократно награждали аплодисментами».
Талантливые леоновичские артисты несли своим односельчанам и жителям окружающих деревень белорусскую культуру. До наших дней местные с благодарностью вспоминают о работе леоновичских просветителей. Не забыли паны и основателя Леоновичского театра и хора, его «наградили» пятью годами ссылки.
Ищешь магазин шин? Купить шины в Украине легко и просто!
Козловские спектакли имели много общего с представлениями, которые в 20-е годы нашего столетия показывались жителями деревни Гусаки. Описание последних сделано со слов бывших участников спектаклей П. М. Бобика, П. П. Евтуха, А. А. Юшкевича. Был записан и текст постановки.
Первая часть пьесы представляла собой сокращенный вариант «Царя Ирода», вторая — ряд сцен из батлеечных представлений. Постановка всегда заканчивалась пожеланием хороших урожая и намолота: чтобы было по «десять пудов с копы». Это пожелание определенным образом связывало постановку с рождественской (колядной) обрядностью.
В 1926 году в деревне Леоновичи на Несвижчине вместе с хором, который в будущем получил звание народного и стал известен во всей республике, был организован театр, просуществовавший до 1936 года и сыгравший заметную роль в распространении белорусской культуры на территории, принадлежащей тогда буржуазной Польше. Молодежь не хотела смириться с угнетением и находила различные формы протеста.
Жители Леонович оказались в приграничной зоне. Они хорошо знали о жизни в Советской Белоруси. Исполняя белорусские народные песни, ставя белорусские спектакли, подчеркивали свою связь с единокровными братьями по ту сторону границы. Безработные учителя, студенты, гимназисты, которые не могли продолжать учебу, объединились, стали собираться в доме М. С. Новика — отца Сергея Михайловича Новика-Пяюна. Все белорусские организации были тогда запрещены. Леоновцам разрешали иметь только... пожарную охрану. И вот под ее вывеской и начали проводить культурно-просветительную работу.
17 любителей искусства решили создать свой драматический театр. Пьесы различных белорусских авторов Новик-Пяюн привез из Вильно, где только что окончил учительские курсы. За десять лет Леоновичский театр подготовил и поставил 21 пьесу. Среди них были «Паулжка» Янки Купалы, «Модны шляхцюк» Каруся Каганца, «Збянтэжаны Саука» Леопольда Родзевича. Спектакли ставились в здании так называемого «магазина», где в царские времена крестьяне хранили зерно на случай неурожая. В 1933 году это здание было перестроено в Народный дом. Театр выезжал со спектаклями в соседние деревни, а также Клецк, Несвиж. На постановки в Леоновичи приходили люди из окружающих деревень и местечек. О театре писали прогрессивные виленские газеты.
В спектаклях принимал участие оркестр под руководством П. Ф. Казака и Леоновичский хор, которым руководил С. М. Новик-Пяюн. С большой любовью Сергей Михайлович вспоминал о самодеятельных актерах Леоновичского театра, которые самоотверженно и бескорыстно трудились ради просвещения масс:
«Казак Павел Федорович был универсалом: отличный драматический артист, режиссер, скрипач-композитор, руководитель оркестра, отличный художник. Роли, которые исполнял Павел Федорович, волновали и увлекали зрителей. Новик Екатерина Михайловна отлично исполняла и драматические, и комедийные роли. Если была драма — ее игра волновала до слез, если же комедия — зрители смеялись до слез. Всем нравился и чудесный голос артистки. У нее было лирическое сопрано, за которое ее неоднократно награждали аплодисментами».
Талантливые леоновичские артисты несли своим односельчанам и жителям окружающих деревень белорусскую культуру. До наших дней местные с благодарностью вспоминают о работе леоновичских просветителей. Не забыли паны и основателя Леоновичского театра и хора, его «наградили» пятью годами ссылки.
Ищешь магазин шин? Купить шины в Украине легко и просто!