28
февраля
2011
Несвижская батлейка
Широкое распространение в окрестностях Несвижа получило искусство народной драмы — так называемая батлейка. Она бытовала здесь вплоть до 30-х годов XX века. Интересные и подробные записи о некоторых батлеистых спектаклях на территории района сделали белорусские фольклористы К. Кабашников и Г. Барташевич.
Постановки «Царя Максимилиана», «Ирода», «Лодки» и других народных драм в окрестностях Несвижа существенно отличались от аналогичных постановок в других районах Минщины. Еще и теперь старожилы деревень Козлы и Гусаки помнят выступления батлейки (местное ее название — «батлея»), рассказывают о ней много интересного. Лина Ивановна Ярош, несмотря на преклонный возраст, например, сумела восстановить по памяти текст драмы, которую ставили в Козлах. Ее рассказ звучит так: «В батлее участвовали люди, а не куклы, одни только мужчины. Переодетый парень был за королеву. Он был тоненький, в фате, говорил тоненьким голоском. Батлею показывали на рождество. Зайдут в какое-нибудь село, найдут большую избу. И вот люди сходятся туда, а они, артисты, поставят кресло-трон и потом из кухни выходят по одному.., а уходят уже в другие двери».
Исследователи отмечают, что в несвижском варианте постановок чувствовалось влияние профессионального театра, желание организовать действие так, чтобы на сцене оставались только актеры, занятые в данном действии, чтобы выход артистов не отвлекал внимания зрителей. Влияние профессионального театра ощущалось и в оформлении, и в подготовке народного спектакля.
Рекомендуем изучить кулинарные рецепты, наиболее актуальные в эти масляничные дни!
Постановки «Царя Максимилиана», «Ирода», «Лодки» и других народных драм в окрестностях Несвижа существенно отличались от аналогичных постановок в других районах Минщины. Еще и теперь старожилы деревень Козлы и Гусаки помнят выступления батлейки (местное ее название — «батлея»), рассказывают о ней много интересного. Лина Ивановна Ярош, несмотря на преклонный возраст, например, сумела восстановить по памяти текст драмы, которую ставили в Козлах. Ее рассказ звучит так: «В батлее участвовали люди, а не куклы, одни только мужчины. Переодетый парень был за королеву. Он был тоненький, в фате, говорил тоненьким голоском. Батлею показывали на рождество. Зайдут в какое-нибудь село, найдут большую избу. И вот люди сходятся туда, а они, артисты, поставят кресло-трон и потом из кухни выходят по одному.., а уходят уже в другие двери».
Исследователи отмечают, что в несвижском варианте постановок чувствовалось влияние профессионального театра, желание организовать действие так, чтобы на сцене оставались только актеры, занятые в данном действии, чтобы выход артистов не отвлекал внимания зрителей. Влияние профессионального театра ощущалось и в оформлении, и в подготовке народного спектакля.
Рекомендуем изучить кулинарные рецепты, наиболее актуальные в эти масляничные дни!