15
мая
2010
Старонесвижское музыкальное образование
В конце XVI века в Несвиже существовала музыкальная бурса (школа). Туда принимали одаренных детей из низших сословий. Часто ученики бурсы выступали при дворе несвижских магнатов, за что получали гроши.
В XVI веке были известны и самоучки-артисты из народа. Согласно документам из Литовской метрики, в то время взимался налог «с медведников, дудников, скрипков и с каждого гудка и иных, в местах мешка юных, хто службы певное не маеть, с головы самого и белых голов (женщин) и детей их по осьми грошей».
В XVIII веке в Белоруси получили распространение крепостные оркестры и капеллы. Далеко шла слава о слуцком, слонимском, гродненском ансамблях. Крупнейшим оркестровым коллективом была несвижская дворцовая капелла Радзивиллов. Наряду с иностранными певцами и музыкантами в ее составе выступали талантливые крепостные крестьяне. Известны некоторые руководители капеллы из местных жителей. Это Ежи (Юрии) Баканович (с 1742 года), Яп Ценцилович (с 1751 года). Последний был крепостным. Такое продвижение мужика было в феодальной Белоруси редкостью. Исключением явилось и то, что Ценцилович получил скрипичное образование в Италии. Там же учился другой несвижскнй скрипач — Матеуш.
Большое значение для развития культуры Белоруси XVIII века имела деятельность музыкальных школ, где учились дети крепостных крестьян. Особую известность получила несвижская школа, открытая в 1751 году. Мальчиков-крепостных, собранных из владений Радзивиллов, обучали игре на скрипке, флейте, басе, гобое, валторне, фаготе. Школа готовила исполнителей-инструменталистов для придворного оркестра и исполнителей вокальных партий в оперных спектаклях. В Несвижском замке ставились оперы как зарубежных, так и местных авторов. Например, музыку к «Лгатке» написал Ян-Давид Голланд (1746—1825), работавший в 1780—1802 годах дирижером Несвижского оркестра, а позже ставший профессором Виленского университета.
Во второй половине XVIII века в Несвиже существовал рожковый оркестр, в котором играли исключительно крепостные музыканты.
В городе была создана одна из первых в Белоруси мастерская по изготовлению музыкальных инструментов. В ней работали талантливые белорусские мастера Степан Юшкевич, Михаил Стайнович, Федор Крыжкевнч, Кароль Буржинский, Матвей Чернявский, Михаил Котлярович и другие. Некоторые из них, например Степан Юшкевич, впоследствии работали самостоятельно. Руководил мастерской немецкий инструментальный мастер Дейн.
Наконец, в несвижской музыкальной среде родился первый в Белоруси учебник по хоровому пению. Около 1794 года написал его местный преподаватель Антон Воронец. Через полтора десятилетия он был издан в Вильно на польском языке под названием «Начала музыки — как фигурального, так и хорового пения» с добавлением итальянско-польского словаря музыкальных терминов.
В XVI веке были известны и самоучки-артисты из народа. Согласно документам из Литовской метрики, в то время взимался налог «с медведников, дудников, скрипков и с каждого гудка и иных, в местах мешка юных, хто службы певное не маеть, с головы самого и белых голов (женщин) и детей их по осьми грошей».
В XVIII веке в Белоруси получили распространение крепостные оркестры и капеллы. Далеко шла слава о слуцком, слонимском, гродненском ансамблях. Крупнейшим оркестровым коллективом была несвижская дворцовая капелла Радзивиллов. Наряду с иностранными певцами и музыкантами в ее составе выступали талантливые крепостные крестьяне. Известны некоторые руководители капеллы из местных жителей. Это Ежи (Юрии) Баканович (с 1742 года), Яп Ценцилович (с 1751 года). Последний был крепостным. Такое продвижение мужика было в феодальной Белоруси редкостью. Исключением явилось и то, что Ценцилович получил скрипичное образование в Италии. Там же учился другой несвижскнй скрипач — Матеуш.
Большое значение для развития культуры Белоруси XVIII века имела деятельность музыкальных школ, где учились дети крепостных крестьян. Особую известность получила несвижская школа, открытая в 1751 году. Мальчиков-крепостных, собранных из владений Радзивиллов, обучали игре на скрипке, флейте, басе, гобое, валторне, фаготе. Школа готовила исполнителей-инструменталистов для придворного оркестра и исполнителей вокальных партий в оперных спектаклях. В Несвижском замке ставились оперы как зарубежных, так и местных авторов. Например, музыку к «Лгатке» написал Ян-Давид Голланд (1746—1825), работавший в 1780—1802 годах дирижером Несвижского оркестра, а позже ставший профессором Виленского университета.
Во второй половине XVIII века в Несвиже существовал рожковый оркестр, в котором играли исключительно крепостные музыканты.
В городе была создана одна из первых в Белоруси мастерская по изготовлению музыкальных инструментов. В ней работали талантливые белорусские мастера Степан Юшкевич, Михаил Стайнович, Федор Крыжкевнч, Кароль Буржинский, Матвей Чернявский, Михаил Котлярович и другие. Некоторые из них, например Степан Юшкевич, впоследствии работали самостоятельно. Руководил мастерской немецкий инструментальный мастер Дейн.
Наконец, в несвижской музыкальной среде родился первый в Белоруси учебник по хоровому пению. Около 1794 года написал его местный преподаватель Антон Воронец. Через полтора десятилетия он был издан в Вильно на польском языке под названием «Начала музыки — как фигурального, так и хорового пения» с добавлением итальянско-польского словаря музыкальных терминов.