27
мая
2010
Творчество Сымона Будного
Произведения С. Будного написаны живо, убедительно, лаконично. О своей работе над переводом иноязычных текстов он, например, отзывался так: «Я не лишь бы как и не без весел пустился на это море перевода. Я переводил не с одного какого-нибудь экземплярчика, засев над ним, а оглядывался, как говорят, на все стороны. Я имел в виду не одни греческие книги, трудился над латинскими, не оставил без внимания славянские, я советовался с разными комментаторами, богословами, историками и другими авторами или писателями в той мере, в какой я мог найти их в свое время».
Сымону Будному была свойственна высокая образованность, преданность научной истине, демократизм взглядов. Он страстно желал служить просвещению народа, воспитывал у своих современников уважение к человеческому разуму, другим народам. О Будном знали в России, Польше, Голландии, Чехии, Англии, Швейцарии, Германии. Живя в глухих белорусских местечках, он опережал время, вел критику «священного писания» на таком уровне, который стал свойственен европейской науке только в XIX веке.
Католическое и православное духовенство преследовало С. Будного за его взгляды, уничтожало его книги, печатало на него карикатуры. В сочинении польского теолога Станислава Решки он изображен горяшим в аду. Кстати, это один-единственный дошедший до нас портрет просветителя. Сегодня его можно видеть на мемориальной доске, установленной на одном из старых здании Несвижа,— там, где находится нынешняя типография. Сохранилось и здание, отличающееся необыкновенной толщиной стен, большими подвалами, а также следами ренессанса — здесь издавал книги Будный. В советские времена в здании был расположен хозяйственный магазин. В последние годы просветитель жил в Лоске, где издал несколько книг. Умер в 1593 году в Вишневе. Белорусский народ помнит одного из своих первопечатников. Его жизни, издательской деятельности, творчеству посвящены монографии исследователей. В память о нем нынешней Несвижской типографии присвоено имя С. Будного. А 5 мая 1982 года в городе состоялось открытие бронзового памятника выдающемуся просветителю (скульптор С. Горбунова, архитектор Ю. Казаков).
Родственником Сымона Будного был, очевидно, Беняш Будный, живший в конце XVI — начале XVII века. В 1594 году он поступил на службу к Николаю Радзивиллу Сиротке. Б. Будный — видный просветитель, писатель, переводчик, автор-составитель широко известного сборника «Апофегматы», вышедшего в 1599 году (в переводе с греческого «апофегма-ты»—«высказывания», «короткие рассказы»). Этой энциклопедической книге суждено было стать одной из самых читаемых в Белоруссии, Литве, а потом и в России. Только в XVII веке она переиздавалась 11 раз, притом довольно большими тиражами.
Популярными были «Апофегматы» в России времен Петра I. Русский читатель нашел в этой книге вдохновенный гимн учению: «Учение всем от сего хваляше: яко юным людям приносит трезвость, старым утешение, нищим обогащение, богатым
украшение».
Сымону Будному была свойственна высокая образованность, преданность научной истине, демократизм взглядов. Он страстно желал служить просвещению народа, воспитывал у своих современников уважение к человеческому разуму, другим народам. О Будном знали в России, Польше, Голландии, Чехии, Англии, Швейцарии, Германии. Живя в глухих белорусских местечках, он опережал время, вел критику «священного писания» на таком уровне, который стал свойственен европейской науке только в XIX веке.
Католическое и православное духовенство преследовало С. Будного за его взгляды, уничтожало его книги, печатало на него карикатуры. В сочинении польского теолога Станислава Решки он изображен горяшим в аду. Кстати, это один-единственный дошедший до нас портрет просветителя. Сегодня его можно видеть на мемориальной доске, установленной на одном из старых здании Несвижа,— там, где находится нынешняя типография. Сохранилось и здание, отличающееся необыкновенной толщиной стен, большими подвалами, а также следами ренессанса — здесь издавал книги Будный. В советские времена в здании был расположен хозяйственный магазин. В последние годы просветитель жил в Лоске, где издал несколько книг. Умер в 1593 году в Вишневе. Белорусский народ помнит одного из своих первопечатников. Его жизни, издательской деятельности, творчеству посвящены монографии исследователей. В память о нем нынешней Несвижской типографии присвоено имя С. Будного. А 5 мая 1982 года в городе состоялось открытие бронзового памятника выдающемуся просветителю (скульптор С. Горбунова, архитектор Ю. Казаков).
Родственником Сымона Будного был, очевидно, Беняш Будный, живший в конце XVI — начале XVII века. В 1594 году он поступил на службу к Николаю Радзивиллу Сиротке. Б. Будный — видный просветитель, писатель, переводчик, автор-составитель широко известного сборника «Апофегматы», вышедшего в 1599 году (в переводе с греческого «апофегма-ты»—«высказывания», «короткие рассказы»). Этой энциклопедической книге суждено было стать одной из самых читаемых в Белоруссии, Литве, а потом и в России. Только в XVII веке она переиздавалась 11 раз, притом довольно большими тиражами.
Популярными были «Апофегматы» в России времен Петра I. Русский читатель нашел в этой книге вдохновенный гимн учению: «Учение всем от сего хваляше: яко юным людям приносит трезвость, старым утешение, нищим обогащение, богатым
украшение».